• Бронируйте посещение офиса
  • Готовьте документы
  • Проверяйте исполнение
+7 (495) 780-73-63
info@rrost.ru
Eng

НОВОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

С 12 июня 2018 года в российском законодательстве меняется определение понятия "иностранный инвестор"

Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор" опубликован 1 июня 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

Данный закон вносит поправки в несколько других федеральных законов, в которых используются понятие "иностранный инвестор" или ранее использовалось понятие "офшорная компания".

1. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее – Закон об иностранных инвестициях).

В целях Закона об иностранных инвестициях не будут признаваться иностранными инвесторами:

  1. иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, если они находятся под контролем гражданина РФ или российского юридического лица;
  2. иностранные граждане, которые также имеют гражданство РФ.

Иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находится под контролем гражданина РФ или российского юридического лица (далее – контролирующее лицо) при наличии одного из следующих признаков:

    1. контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) контролируемого лица;
    2. контролирующее лицо получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом;
    3. контролирующее лицо имеет право назначить единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) "имеет безусловную возможность" избирать более чем 50% состава совета директоров или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
    4. контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться менее чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) контролируемого лица, однако соотношение количества голосов между контролирующим лицом и остальными акционерами (участниками) таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

Поправки также уточняют, что "иностранной инвестицией" является такое вложение иностранного капитала, которое иностранный инвестор осуществляет "непосредственно и самостоятельно".

В целом поправки в Закон об иностранных инвестициях сужают понятия "иностранный инвестор" и "иностранные инвестиции". Как следствие, гарантии, предоставляемые данным законом, будут применяться к более узкому кругу инвесторов.

2. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон о приватизации).

Новая редакция Закона о приватизации отменяет запрет на участие в приватизации для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах (офшорные компании), при условии, что такие юридические лица раскрывают и предоставляют информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ.

Также отменяется запрет на участие в приватизации для юридических лиц, находящихся под контролем офшорных компаний или группы лиц, в которую входит офшорная компания.

Таким образом, для участия в приватизации будет иметь значение не тот факт, где зарегистрирован иностранный инвестор (в офшорной зоне или нет), а то, насколько "прозрачной" является его структура собственности для российских государственных органов.

3. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее – Закон о стратегических инвестициях).

Поправки в этот закон можно разделить на три блока.

3.1. Понятие "иностранный инвестор" в Законе о стратегических инвестициях будет использоваться в ином, более широком значении, чем в Законе об иностранных инвестициях.

В целях Закона о стратегических инвестициях иностранными инвесторами в том числе будут признаваться:

      1. все иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами (даже если они контролируются российскими юридическими лицами или российскими гражданами);
      2. все иностранные граждане (даже если они имеют российское гражданство);
      3. все организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов (даже если такие организации созданы на территории РФ).

Как следствие, на таких инвесторов будут распространяться все запреты и ограничения, установленные для иностранных инвестиций в стратегические общества.

3.2. Запреты и ограничения, которые раньше были установлены для офшорных компаний, теперь установлены для "иностранных инвесторов, не предоставляющих информации". Понятие "офшорная компания" исключается из Закона о стратегических инвестициях и заменяется понятием "иностранный инвестор, не предоставляющий информации".

К иностранными инвесторам, не предоставляющим информации, относятся иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые не предоставляют информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в Федеральную антимонопольную службу (уполномоченный орган по осуществлению контроля за иностранными инвестициями в РФ).

Для иностранных инвесторов, не предоставляющих информации, в Законе о стратегических инвестициях установлены более строгие запреты и ограничения, чем для остальных иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы, не предоставляющие информации, а также организации, находящиеся под их контролем:

    1. не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (далее – стратегические общества), и приобретать в собственность, владение или пользование основные производственные средства стратегического общества стоимостью 25% и более от балансовой стоимости активов стратегического общества;
    2. вправе совершать сделки, в результате которых они приобретают право распоряжаться более чем 25%* голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) стратегического общества, или иную возможность блокировать решения органов управления стратегического общества, только с предварительного согласия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

3.3. Для публичных компаний сделано исключение при определении признаков нахождения стратегического общества под контролем иностранных инвесторов.

В соответствии с новой редакцией части 2.1. статьи 5 Закона о стратегических инвестициях "признак нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем в совокупности не входящих в одну группу лиц иностранных инвесторов не применяется в отношении иностранных инвесторов - акционеров организации, являющейся в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации публичной компанией, за исключением акционеров такой компании, являющихся международными организациями, и (или) иностранными государствами, и (или) находящимися под их контролем организациями".

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ публичные компании – это "российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников**".

Например, если ценные бумаги российского стратегического акционерного общества допущены к торгам на соответствующей бирже и при этом право распоряжаться более чем 50% голосующих акций такого общества принадлежит не одному, а нескольким, не входящим в одну группу лиц иностранным инвесторам, не предоставляющим информации, то такое общество не будет считаться находящимся под контролем иностранных инвесторов в смысле Закона о стратегических инвестициях.

4. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах".

Понятие иностранный инвестор будет использоваться в данном законе в том же значении, что и в Законе о стратегических инвестициях.

Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ вступит в силу 12 июня 2018 года.


* Для стратегических обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, данный порог составляет 5%.

** Перечень таких иностранных бирж утвержден Указанием Банка России от 30.05.2017г. № 4393-У.

Адрес:107996, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 13

Тел.:+7 (495) 780-73-63

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Отзывы и предложения

© 2018 АО «НРК-Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация